Традиционная декада славянской письменности и культуры в честь великих просветителей равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, которая проходит в Самаре в конце мая, в этом году имеет особое звучание. Не случайно в ней принимают участие и гости из Болгарии. Ровно 140 лет назад началась русско-турецкая война во имя освобождения от османского ига братского нам народа.
За вашу свободу
Весной 1876 года в Болгарии, страдавшей под страшным гнетом турок-османов более пяти веков, вспыхнуло очередное восстание. Оно было буквально залито кровью: турецкие войска и озверевшие банды башибузуков за три месяца уничтожили более 70 тысяч болгар, в основном мирных жителей. Это был настоящий геноцид - истребление маленького славянского народа.
Как-то мне довелось побывать в Родопских горах на юге Болгарии, в селении Батак. В 1876 году там произошла жуткая резня. Турки зверски - не могу описывать эти ужасы - вырезали все население деревни, более 5 тысяч человек. От младенцев до седых старцев. Случайно свидетелем этого кровавого шабаша стал американский журналист Ричард Картрайт. С фотоаппаратом. Он и показал миру, что творится в Болгарии в конце просвещенного XIX века. Тогда американские журналисты были еще вполне объективными профессионалами - снимали и писали правду, а не «фейки», как сейчас.
Европа похолодела от ужаса. Россия забурлила от гнева. На Балканы легально и нелегально пробирались тысячи русских добровольцев. По всем губерниям создавались «Славянские комитеты». Одним из главных руководителей этого движения стал наш знаменитый земляк - писатель и общественный деятель Иван Сергеевич Аксаков. Болгарская диаспора в России даже требовала избрать его болгарским царем, а Самара стала одним из основных пунктов сбора помощи и формирования команд добровольцев. И вот тогда монахини Иверского монастыря по эскизу самарского художника Николая Симакова вышили для болгарских повстанцев впоследствии прославленное Самарское знамя.
Это было первое знамя отрядов болгарского ополчения, с которым они пошли в бой в авангарде русских войск. Командовал им талантливый русский генерал Николай Столетов, и добровольцев-россиян в этом ополчении было не меньше, чем болгар. Они молниеносным маршем перешли Балканские горы и освободили стратегически важный город Стара Загору. На немногочисленный болгарско-русский отряд навалилась 50-тысячная армия турок, натасканная и вооруженная английскими и германскими инструкторами. Штурмуя город, турки вырезали более 8 тысяч мирных жителей. Под Самарским знаменем было убито несколько знаменосцев, но враг к нему так и не прикоснулся.
Бои за Стара Загору были одними из самых ожесточенных за всю войну. В них полегло более 20 тысяч русских и болгар. А вообще за всю войну 1877-1878 гг. Россия только по регулярной армии потеряла более 220 тысяч человек. А ведь была еще русско-турецкая война 1828-1829 годов, когда русская армия впервые прошла всю Болгарию с севера на юг и даже вышла в окрестности Константинополя (Стамбула). Погибло 125 тысяч россиян. Причем большинство - не от турецких пуль и ятаганов, а от эпидемий чумы, холеры, тифа. Что, впрочем, дела не меняет.
Защита и освобождение единоверных братьев-славян стоили России неисчислимых жертв. И до недавнего времени «братушки» в массе народной хорошо об этом помнили. Правда, последние лет 20 Запад активно старается эту память стереть... Но по-прежнему стоит в специально созданном для него музее в Софии - Самарское знамя. Надеюсь - и будет стоять.
Сестра Самара
Города-побратимы, - такая форма гуманитарных, культурных, экономических связей была очень модной при социализме. Сейчас говорят: города-партнеры. Совсем не то. Нет той душевности, которая связывала Самару и Стара Загору, коллективы предприятий и учебных заведений. Ездили друг к другу в гости, как к родственникам, слали подарки к праздникам. Автору этих строк не раз выпадала честь принимать болгарские делегации в Самаре и ездить с ответными в Стара Загору, наш город-побратим. Впрочем, какие же побратимы два города с названиями в женском роде? Скорее уж - сестры.
Кстати, такие же близкие связи есть не только со Стара Загорой, но и с болгарской столицей Софией. История такова. В мае 1876 года гласный (депутат) Самарской городской думы Петр Алабин и городской голова Ефим Кожевников не просто отвезли в Болгарию и торжественно вручили ополченцам Самарское знамя. Они передали 25 тысяч рублей, ассигнованных нашей Гордумой. По тем временам - огромные деньги. Не менее крупная сумма была собрана в губернии «по подписке», т.е. как добровольные пожертвования. А Петр Алабин остался в Болгарии надолго и после освобождения Софии был по требованию болгар назначен ее первым гражданским губернатором. Великий самарец неутомимо восстанавливал город: добывал и распределял гуманитарную помощь, открывал школы, библиотеки, типографии, Народный банк. Благодарные болгары назвали в его честь одну из центральных улиц Софии. Увы: у нас в Самаре нет даже переулка имени Алабина. Зато есть много улиц, поименованных в честь каких-то непонятных «героев». Нужны примеры? - загляните на ул. Венцека.
Корни русофобии
Не стоит подозревать славянские элиты поголовно в патологической неблагодарности. Да, русофобия махрово процветает в Польше: там регулярно сносят памятники воинам-освободителям, оскверняют воинские кладбища. Многие там не желают помнить о том, что советский солдат избавил польский народ от лагерей смерти: Освенцима, Треблинки, Майданека. Что, освобождая Польшу от фашистского ига, погибло более полумиллиона наших солдат и офицеров! Вспышки «негатива» к России наблюдаются периодически и в Словакии, и в Чехии, и даже в Болгарии. Находятся и в Болгарии выродки, которые размалевывают краской и нацистскими лозунгами знаменитый памятник советскому солдату Алеше под Пловдивом. Нас это возмущает и оскорбляет.
Но, на мой взгляд, у русофобии есть и объективно-исторические, и субъективные корни. Поясню. Еще в канун русско-турецкой войны 1877-1878 гг. император Александр II, беседуя с канцлером Горчаковым, с грустью заметил: «Ну придем мы на Балканы, ну освободим тамошние славянские народы... Все равно к России они не повернутся. Им милее европейские капиталы и промышленность, чем российское самодержавие...». Умница был у нас царь-Освободитель. По понятным причинам эти его слова крайне редко цитируются и советскими, и российскими историками.
А теперь о субъективных причинах русофобии. Еще 50 лет назад создатель западногерманской разведслужбы, бывший сотрудник абвера, генерал Гелен говорил: «Я мечтаю о том дне, когда польские и украинские танкисты сядут за рычаги немецких танков и поведут их на Восток». Много поколений западных политиков трудятся над воплощением мечты нацистского шпиона.
Две цитаты - и многое понятно. Их не комментировать надо, а просто помнить и уроки извлекать.
Но есть и другая реальность. Более 20 лет на паперти кафедрального софийского собора святого Александра Невского, рядом с величественной конной статуей царю-Освободителю Александру II, собирал милостыню седой старик. Звали его Атанас Драгов. Жил он в одном из пригородных сел. В зной и стужу дедушка Атанас днями просиживал на ступенях собора. Когда ему перевалило за 90 и он уже не мог ходить, его привозили друзья и соседи. За 20 лет старик насобирал более 13 тысяч евро - и все до последнего цента пожертвовал на храм святого Александра Невского, храм освобождения. Так он понимал свой долг памяти. Настоящий болгарин. Такие добра не забывают.
Защита и освобождение единоверных братьев-славян стоили России неисчислимых жертв. И до недавнего времени «братушки» в массе народной хорошо об этом помнили. Правда, последние лет двадцать Запад активно старается эту память стереть...http://www.vkonline.ru/